Сегодня меня вновь расстроил очередной звонок потенциального клиента, который хотел узнать, как будет создаваться интернет магазин, если он закажет его разработку у нас? Да, именно «как», а не «почем».
Я традиционно разъяснил звонившему, что конечная стоимость работ по созданию любого сайта складывается из многих составляющих: из дизайна, из количества страниц, из функционала и так далее.
— Да мне это не интересно! — неожиданно прервал меня собеседник — мне надо знать, как будет создаваться сайт.
Я поинтересовался, какие именно технические моменты создания сайта его интересуют?
— Да не технические, а юридические — сколько денег надо платить, будет ли сайт именно таким, как я хочу или опять будет очередная туфта — почти прокричал в трубку звонивший.
Причина его негодования выяснилась в процессе дальнейшего разговора. Оказывается Михаил (условно назовем его так) уже отдал в сумме 30 000 руб за создание интернет магазина нескольким исполнителям, проживающих в разных концах России. Но результата так и не получил. Точнее получил некий сайт из нескольких страниц вообще никак не похожий на интернет магазин. (((
Сотрудничал он с несколькими исполнителями, которым платил примерно 5-6 тысяч руб за сайт. И всякий раз результат был отрицательный — либо сайта он не получал вовсе, либо получал поделку школьника, на которую без слёз не взглянешь.
Эмоции лились из телефонной трубки через край. Разговор плавной перетек в юридическо-правовую область и о создании сайта мы уже не говорили.
Пытаясь утешить бедолагу я советовал впредь быть предусмотрительней, составлять подробное ТЗ и согласовывать его с исполнителем перед подписанием договора, а также вписывать все пункты ТЗ в сам договор и разбивать платеж за работу на две части.
А еще советовал запрашивать ссылки на проделанную потенциальным исполнителем работу — на портфолио.
Но звонивший был безутешен, пообещал, что позже перезвонит мне, но скорее всего не перезвонит — осадок от прежних неудачных заказов останется у него видимо на долго.
Меня этот разговор также опечалил, ведь это не первый человек, который рассказывал мне грустную историю о своем неудачном опыте заказа нового сайта. Ежегодно по несколько человек рассказывают мне историю точь-в-точь похожую на сегодняшнюю. Рассказывают, как заплатили за новый сайт а получили убогое творение, которое стыдно показывать будущим клиентам.
Я вспоминал эти рассказы и понимал, что что-то их все связывает между собой — в этих повествованиях была одна общая деталь — во всех случаях заказчик хотел получить настоящий, качественный, полноценно работающий сайт за, примерно 5-7 тысяч рублей. И всякий раз грабли больно напоминали о том, что этот путь неверный.
Вы думаете, мне надо было сказать об этом звонившему? Думаете он бы меня послушал?
Однако это еще не все грабли проблемы с которыми сталкиваются заказчики — иногда они покупают сайт и доменное имя, который, как позже выясняется, им вовсе и не принадлежит.
Я обязательно расскажу Вам об этом, но уже в другой раз.